Консультации для педагогов

Здоровье дороже всего

 «ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ ВСЕГО» - гласит народная мудрость.  И вряд ли найдется человек, способный оспорить её.

Вслед за И.В. Дубровиной все большее число авторитетных психологов сегодня признают, что психологическое здоровье (эмоциональное благополучие, внутренний душевный комфорт, чувство защищенности) – цель и основной критерий успешности дошкольной психологической службы. Все чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

Опросы свидетельствуют: за последние годы изменилось отношение самих педагогов к своему здоровью. Его ценность осознают не только учителя, воспитатели-пенсионеры, педагоги среднего возраста, но и молодые специалисты, для которых «быть здоровым» становится престижным. Но как достичь этого? Как обеспечить профессиональное долголетие, укрепить здоровье педагогов?

Профессиональная деятельность педагога учреждения дошкольного образования характеризуется значительными нагрузками на психоэмоциональную сферу личности. Большая часть его рабочего времени дня протекает в эмоционально-напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Профессиональный долг педагога обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.

Немаловажную роль в сохранении психологического здоровья играет рефлексия. (рефлексия – мыслительный, рациональный процесс, направленный на самоанализ, понимание, осознание себя: собственный действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений к себе и другим, своих задач, назначения и т.д.). Рефлексивные умения, с помощью которых в значительной степени и осуществляется рефлексия, играют важную роль в самопознании, самосовершенствовании человека. Существенна их роль в педагогической деятельности, что обусловлено прежде всего рефлексивным характером самого педагогического труда. Успех в творческой педагогической деятельности сотрудников учреждения дошкольного образования, их профессиональный рост практически невозможны без анализа «слагаемых» успеха, рефлексивных умений. Перечислим некоторые из них:

  • умение самонаблюдения;
  • умение объективно оценить свои педагогические возможности в обучении и стимулировании психического развития дошкольников;
  • умение объективно оценить свои педагогические возможности в воспитании, развитии личности детей;
  • умение верно оценить успешность своей профессиональной деятельности;
  • умение проанализировать и адекватно оценить свои профессионально значимые личностные качества, педагогические способности;
  • умение проанализировать и верно оценить свое общение с детьми, родителями, коллегами;
  • умение видеть себя глазами дошкольников, объективно оценить их отношение к себе;
  • умение видеть себя глазами коллег, руководства детского сада, адекватно оценить их отношения к себе;
  • умение адекватно оценить возможности и ограничения своего профессионального и личностного развития;
  • умение верно оценить свои сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности.

Для сохранения и укрепления психологического здоровья педагога важно, чтобы сформированная у педагога установка к самонаблюдению и самоанализу сочеталась с его позитивной Я-концепцией, верой в себя.

В овладении рефлексивными умениями значим личный опыт рефлексивной деятельности. Существуют различные упражнения на развитие рефлексивных умений. Вам предлагаются некоторые из них.

 

Упражнение «Контраргументы».

Составьте список ваших слабых сторон. Разместите его на левой половине листа. На правой стороне против каждого пункта укажите то положительное, что этому можно противопоставить. Например:

 

Я ленив, мне очень трудно заставить себя готовиться к занятиям.

я могу быть волевым человеком. Я способен, когда это очень необходимо, собраться и выполнить все, что наметил.

 

Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите им подходящие примеры.

 

Упражнение «Кто Я».

Честно и откровенно закончите предложения:

  • Я горжусь собой, когда я…
  • Я симпатичный человек, потому что…
  • У меня есть такие два замечательных качества…
  • Одна из самых лучших вещей, которые я сделала в своей жизни…

Рефлексия:

  • Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему?
  • Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе «хорошо»?

 

Журнал «Психолог в детском саду» №3 / 2008г.

свернуть

Способы профессионального долголетия

Иррациональные мысли и убеждения лежат в основе «нездоровы» моделей поведения. Они ведут к неконструктивным переживаниям, не способствуют преодолению стресса и повышают риск выгорания. Иррациональные убеждения характеризуются сильными неприятными переживаниями – гнев, беспомощность, растерянность, раздражение. Часто в них используются слова «должен», «обязан». Они всегда пессимистичны и предполагают неудачный исход «я этого не выдержу», «я не смогу этого сделать», «у меня не получится». Их смысл пронизан безнадежностью, беспомощностью.

Для профилактики и преодоления выгорания иррациональные убеждения должны быть переработаны в рациональные. Для этого их необходимо вовремя выявлять и систематически замещать на рациональные убеждения.

 

Возможно, предлагаемые ниже советы помогут Вам в этом:

  • воспринимайте неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные, пытайтесь изменить их к лучшему;
  • помечайте свои достижения, успехи, хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям;
  • не «переживайте» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их причину, сделайте выводы и найдите выход;
  • если возникла проблема, конфликт, решайте их своевременно и обдуманно;
  • рационально распоряжайтесь своим временем. Научитесь делить крупные дела на несколько частей, включать в свой график приятные дела. Возьмите за правило не оставлять дела незавершенными;
  • формируйте активную жизненную позицию, особенно по отношению к профессиональным стрессам (стрессы – это «аромат и вкус жизни» [Г.Селье]);
  • определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь, будьте всегда в хорошей физической форме;
  • возьмите за правило дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивайте общение;
  • признавайте за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему это удобно, а не так, как это делаете Вы или как бы Вам этого хотелось. Будьте гибче в оценках других людей, не старайтесь переделать партнера, «подогнать» его под себя;
  • уважайте мнение другого, ибо оно интересно и дорого ему;
  • не требуйте от человека максимального, ибо идеальных людей не бывает;
  • проявляйте уважение к мнению собеседника, даже если Вы его совсем не разделяете;
  • не раздражаетесь неловкостью, несообразительностью. Слабостью – сами такими бываете;
  • научитесь управлять своим эмоциональным состоянием, развивайте свою эмоциональную устойчивость;
  • умейте владеть собой, если не хотите, чтобы владели Вами;
  • необходимо стараться ежедневно добиваться хотя бы небольшого успеха, продвижения, поводить «чистку» своих взглядов, пересматривать устаревшие убеждения, работать над своими мыслями, научиться выражать желания только в позитивной форме. Это поможет понять, что только мы сами несем стопроцентную ответственность за все события своей жизни;
  • позитивное мышление – это умение принять ситуацию, не оценивая её. Полезно запастись позитивными высказываниями и повторять их для себя в качестве самовнушения. Нужно научиться думать полезным или конструктивным образом, чтобы не «застревать» на негативных переживаниях и не препятствовать творческому поиску новых путей преодоления жизненных и профессиональных стрессов.

Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем её эффективности будет физическое и профессиональное творческое долголетие.

 

Психологическое здоровье ребенка и педагога /

Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова

свернуть

Признаки стресса и приёмы снятия нервного напряжения

(по Шефферу)

  1. Невозможность сосредоточится на чем-то.
  2. Слишком частые ошибки в работе.
  3. Ухудшается память.
  4. Слишком часто возникает чувство усталости.
  5. Очень быстрая речь.
  6. Мысли часто «улетучиваются».
  7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
  8. Повышенная возбудимость.
  9. Работа не доставляет прежней радости.
  10. Потеря чувства юмора.
  11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
  12. Пристрастие к алкогольным напиткам.
  13. Постоянное ощущение недоедания.
  14. Пропадает аппетит – вообще потерян вкус к еде.
  15. Невозможность вовремя закончить работу.

Пергаменщик Л.А.

Список Робинзона: Психологический практикум – Мн.: Ильин В.П., 1996. – 128с.

 

Приёмы снятия нервного напряжения

  • Успокойтесь на минуту, разберитесь в сложности и актуальности проблем и попробуйте снизить значение случившегося.
  • Постарайтесь убедить себя в том, что Вы не смогли бы предупредить случившееся.
  • В каждой проблеме ищите что-нибудь второстепенное, думайте только об этом, убедите себя в том, что всё, что случается, случается к лучшему.
  • Вам очень плохо, думаете про плохое; выход один – необходимо переключить внимание: выйдите на улицу, в парк, в огород, в кинотеатр и т.д., обязательно повстречайтесь с другом, с которым Вам всегда приятно, поговорите с кем-нибудь.
  • Займитесь физическим трудом до усталости, «спицетерапией», шитьём и т.д.
  • Сходите в баню или используйте американский способ: примите теплую соленую ванну (1 кг. соли на ванну).
  • Проведите комбинированное отключение нервного напряжения: для этого после полного вдоха, спокойно выдыхая через нос или сквозь сжатые зубы с определенными интервалами, мысленно говорите слова «Я успокаиваюсь», «Ухожу от этих мыслей» и т.п.
  • Хорошо воздействует массаж или пощипывание передней части мочки уха 3-5 минут (антидепрессивная зона).
  • Эффективен массаж на протяжении 3-5 минут против часовой стрелки точки на пересечении средней линии головы с условно горизонтальной линией, которая соединяет верхние точки ушных раковин.
свернуть

Антистрессовая гимнастика

Комплекс антистрессовой гимнастики для работников учреждения дошкольного образования «Паровозик из Ромашково»
развернуть
  1. Техники целительных рук.

Все участники стоят в кругу.

Психолог: - Уважаемые взрослые, вы помните мультфильм «Паровозик из Ромашково»? Сегодня мы будем в него играть, поедем на нем в деревню Ромашково. Хотите? Из чего состоит поезд? (Из паровоза и вагонов). Паровоз - это голова поезда. А ну-ка, давайте проверим, готова ли наша голова к поездке.

- Положите одну руку на лоб, а другую - на затылок, закройте глаза и прислушайтесь к тому, что происходит в голове.

-Поблагодарите свою голову за то, что она думает, мыслит, помнит очень многое. Поблагодарите всех своих близких: детей, родителей, бабушек и дедушек, своих друзей за то, что они у вас есть и вас любят. Поблагодарите все и вся: природу, солнце, весь этот удивительный мир. Пусть он будет добрым и светлым.

-Откройте глаза и расскажите, если вы что-то почувствовали.

Психолог: - А вагончики - это тело поезда. А тело наше, организм наш готов ли к поездке? Давайте проверим.

- Поставьте руки на пояс, как на танцах, но большие пальчики поверните вперед, а ладошки - назад. Вы знаете, в этом месте внутри тела находятся почки. А немного повыше - надпочечники. Это маленькие чашечки на почках, но они очень важны для слаженной работы нашего организма. Закройте глазки и прислушайтесь к тому, что происходит внутри вашего организма. Понаблюдайте, что происходит во всем вашем организме, как он работает.

- Давайте поблагодарим наш организм за хорошую работу, попросим у него прощения зато, что иногда не бережем его и подвергаем опасности заболевания. Откройте глаза и расскажите нам, если вы что-то почувствовали.

  1. Техники на принципе резонанса, вибрации.

Руководитель физвоспитания: -Давайте поиграем в паровозик. Я буду паровозом, а вы - вагончиками. Сначала надо построить паровозик и вагончики! Возьмите в руки молоточки, стройте каждый свой вагончик. (Взрослые постукивают себя пальчиками и кулачками по голове, плечам, рукам, туловищу, ногам.) Хорошо!

 - Помогите своему соседу построить вагончик.

(Участники становятся в затылок друг другу и поколачивают пальцами и кулачками по спине соседа, стоящего впереди).

 - Хорошо. А теперь помогите соседу с другой стороны

(Участники поворачиваются в другую сторону и повторяют упражнение.)

- Хорошо! (2-3 мин.)

Руководитель физвоспитания: - Новые вагончики надо покрыть краской, чтобы они были красивые. Закройте глаза, постарайтесь увидеть тот цвет, в который вы хотите покрасить свой вагончик. Какой цвет увидели? (выслушать ответы).

- Красим! (Руководитель физвоспитания проводит руками по телу с головы до пяток, остальные повторяют движение).

- А теперь - посушим краску. Давайте подвигаемся, чтобы краска быстрее высохла. Сначала посушим верхнюю часть вагона. (Потряхивают головой вправо-влево, вверх-вниз).

- А теперь - все остальное. (Трясут руками, часто топают ногами, подпрыгивают; хлопают себя по ногам).

- Хорошо!

- Повернитесь лицом в круг, посмотрите друг на друга. Вы построили очень красивые новенькие вагончики. Теперь можно отправляться в путь.

(Все встают в затылок друг другу, кладут руки на плечи впереди стоящему).

Руководитель физвоспитания: - Паровозик из Ромашково отправляется с третьего пути! Просим пассажиров занять свои места! Чух-чух, чух-чух, наш паровозик тронулся! -Поехали! (Ведёт колонну «змейкой», все продвигаются под музыку, часто топая ступнями).

Загудел паровоз,

Он вагоны повез.

Новенький, блестящий,

Совсем как настоящий!

У-У-У-У!

(Все выполняют звуковибрационное упражнение со звуком \ у \, поколачивая по груди кулачками.). Хорошо! (2-3 мин.)

Психолог:

Наши пассажиры в поезде сидят.

Все с интересом в окошечки глядят.

Давайте превратимся в пассажиров и сядем в вагончики!

(Все садятся на пол, руки в упоре сзади).

- Наш поезд едет по кочкам, по кочкам.

(Выполняют вибрационное упражнение: быстро подпрыгивают вверх - вниз, опираясь на руки).

-А теперь едем по ровненькой дорожке.

(Выполняют вибрационное упражнение: быстро двигаются вперед - назад.)

- Затрясло вагончик на повороте.

(Выполняют вибрационное упражнение: быстро покачиваются вправо-влево).

- Хорошо! (2-3 мин.)

Психолог: - Паровозик устал и остановился на лесной полянке. Здесь растут красивые цветы. Давайте их понюхаем. Дыхательная гимнастика (нюхают картонные цветы).

 

Психолог: -Паровозик из Ромашково отправляется домой! Просим пассажиров занять свои места!

- Чух -чух, чух-чух, наш паровозик тронулся! Поехали!

(руководитель физвоспитания ведет колонну детей «змейкой». Все двигаются мелким шагом).

- Вот, мы и приехали. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки. Закройте глаза и понаблюдайте; что происходит внутри вас. Мысленно поблагодарите всех своих коллег, с которыми вы играли, всех родных и любимых людей, природу - всё и вся. Откройте глаза. Расскажите, пожалуйста, если вы что-то почувствовали.

- Хорошо!

Я желаю, вам всем здоровья!

 

  

Источник:

Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации). Ч.1/ О.И Артюкова, Т.В.Теличко. -- Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.

 

свернуть

Психологическое здоровье дошкольников

Формы и методы сохранения
развернуть

Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию – как бы вопреки экстренным ситуациям.

Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом. Так, в концепции Я.Л. Коломинского психологическое здоровье понимается как целостное состояние личности, которое выражается такими понятиями, как эмоциональное самочувствие, эмоциональное благополучие, внутренний душевный комфорт.

Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. И особенно важно, что о его поддержании и формировании рассуждают педагоги и психологи дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через взрослых и семью ребенок постигает мир, от них зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир.

Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в учреждении дошкольного образования интересным и желанным – это создание теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности.

Эффективность педагогического процесса в значительной степени зависит и от правильной организации предметно-пространственной среды. Действительно, если мы понаблюдаем за детьми, то поймём, что они страдают и теряют здоровье не от самих занятий, а от способа их организации. Ребёнок с рождения, как губка, впитывает всё, что его окружает.

Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости), педагоги до конца еще не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в учреждении дошкольного образования большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки.

Одной из первых исследователей проблемы формирования психологического здоровья у детей является О.В. Хухлаева. Положив в основу такой критерий, как взаимодействие с окружающей средой, адаптацию ребёнка к социуму, О.В.Хухлаева выделяет три уровня психологического здоровья детей.

К креативному (высшему) уровню относятся дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности.

К адаптивному (среднему) уровню – дети в целом адаптированные к социуму, проявляющие лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность. Такие дети включены в группу риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья.

К ассимилятивно-аккомодативному (низшему) уровню относятся дети дезадаптивные. Ребёнок ассимилятивного стиля поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам, даже порой в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность такого поведения проявляется в его ригидности, в результате чего ребёнок пытается полностью соответствовать желаниям взрослых. Психологические особенности таких детей – низкая самооценка, неадекватный уровень притязаний (заниженный или завышенный, трудности вытеснения гнева (его прямого проявления), социальные страхи (не соответствовать ожиданиям взрослых, сделать что-то не так). В поведенческом плане эти дети чаще всего отличаются хорошей дисциплиной, заслуживают поощрения педагогов и родителей.

Ребёнок с аккомодативным стилем поведения, наоборот, используют активную наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Дети аккомодативного типа обладают следующими психологическими особенностями: неустойчивая самооценка, зависящая от внешнего окружения, высокий уровень притязаний, острая чувствительность к неуспеху, стремление к лидерству, сниженная критичность. Эти дети склонны к нарушениям норм поведения, активны и нередко импульсивны. Они доставляют много трудностей работающим с ними взрослым, «так как тянут внимание на себя». Их трудно заставить что-либо сделать, если они сами этого не захотят, остро реагируют на авторитарные воздействия ухудшением дисциплины.

На формирование и состояние психологического здоровья детей влияют две группы факторов: объективные и субъективные. К объективным или средовым факторам относят психотравмирующие факторы, с которыми ребенок сталкивается в семье и в учреждении дошкольного образования.

Психотравмирующие факторы в семье – это, прежде всего, отклонения в психологическом здоровье самих родителей, их неуверенность, повышенная тревожность или эмоциональная холодность в отношениях с ребенком; неэффективный стиль воспитания, в частности, гиперопека или сверхконтроль; семейные конфликты, неполная или функционально неполная семья. Семейная ситуация в целом будет негативно влиять на психологическое здоровье ребенка, если она воспринимается им как негативная, провоцирует развитие повышенной тревожности, формирование страхов, ревности.

В учреждении дошкольного образования основными психотравмирующими факторами являются неэффективное взаимодействие воспитателя с ребенком и конфликтные отношения со сверстниками. Они нарушают эмоциональный комфорт, тормозят процесс развития его личности.

К субъективным факторам, оказывающим влияние на состояние психологического здоровья ребенка, относят его личностные особенности (в частности, самооценку) и индивидуально-типологические характеристики (темперамент, характер).

Выбирая наиболее эффективные методы работы, способствующие сохранению психологического здоровья детей, предпочтение отдаётся таким формам работы, при которых создаются благоприятные условия для развития каждого ребёнка такие как:

  • создание благоприятного эмоционального климата в каждой возрастной группе, в том числе за счет исключения из практики работы педагогов авторитарных методов воздействия;
  • удовлетворение важных потребностей ребенка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего;
  • единство требований к ребенку со стороны педагогов учреждения дошкольного образования и родителей;
  • организация непосредственно образовательной деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей ребенка;
  • целенаправленная психологическая работа с детьми, родителями и педагогами учреждения дошкольного образования;
  • обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников путем создания в группах учреждения дошкольного образования уголков психологического здоровья, например, таких как:

- «Уголок гнева» (подушки для битья, боксерские груши, мишени, «коврики злости», «коробочки гнева», «стаканчики для крика») для снятия напряжения, выплеска накопившейся отрицательной энергии, обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

- «Уголок уединения» (удобные кресла, полупрозрачная ширма, подушки и т. д.) для успокоения, расслабления, восстановления эмоционального равновесия, ощущения себя в полной безопасности;

- «Центр песка и воды», «Сухой бассейн» для снятия психоэмоционального напряжения и снижения тревоги;

- «Экран настроения» для отслеживания динамики эмоционального состояния каждого ребенка в течение дня;

- стенды «Я пришел», «День рождение», «Я и мои друзья» для формирования ощущения принятия себя в коллективе;

- экраны «Герой дня», «Звезда недели», «Наши рекорды» для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

- персональные выставки рисунков (поделок, коллекций) каждого ребенка для создания ситуации успеха, пробуждения ресурсов и развития веры в себя и собственные силы.

Также на сохранение психологического здоровья ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние педагога, стиль его общения с детьми. Педагоги используют с воспитанниками методические приемы, способствующие сохранению психического здоровья и предупреждению психоэмоциональных перегрузок у детей:

  • Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня: использование таких режимных ритуалов как «Утреннее приветствие», «Минутки вхождения в день», которые объединяют детей, настраивают на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и детьми; минутки задушевного общения, когда воспитатель расположившись на ковре вместе с детьми, хвалит детей, обсуждает их достижения, читает, играет с ними.
  • Применение психолого-педагогических приемов, направленных на блокирование и предупреждение нежелательных аффективных вспышек: релаксационные паузы; психологические настройки для привлечение внимания детей, выравнивания психологического климата в группе, выработки дисциплины; снятие напряженности в организации режимных процессов (профилактика переутомления); использование специальных игр для профилактики конфликтов, которые развивают у детей коммуникативность, навыки сотрудничества, эмоциональность, умение рефлексировать, повышают самооценку.

Таким образом, создание условий, обеспечивающих гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в учреждении дошкольного образования, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем – успешному обучению в школе, становится одной из главных задач в деятельности педагогов. Другими словами, в учреждении дошкольного образования должны быть созданы условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника.

  

Литература:

  1. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1997.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ.вузов. – 7-е изд. Стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2003.
  4. Петровский А.В., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1993.
  5. Семёнова Е.М., Чеснокова Е.П. Психологическое здоровье ребёнка и педагога. – Мозырь: Белый Ветер, 2010.
  6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010.
свернуть